Мосты Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, или как его зачастую называют «Северная Венеция», представляет собой город, построенный на островах. Центральная часть его переплетена сетью каналов и рек, через которые перекинуто множество красивых, уникальных в своем роде, мостов. Недаром Петербург славится на весь мир своими разводными мостами. Но и неразводные мосты, к слову сказать, тоже заслуживают внимания, поскольку также являются великолепными творениями мостостроительного и архитектурного искусства. Своими именами и историей они составляют неотъемлемую часть города и являются его полноправными жителями. В общей сложности, в северной столице нашей Родины, включая пригороды, насчитывается около 800 мостов различных конфигураций и типов.
Подобное обилие и разнообразие мостов и мостиков совсем не удивительно для Петербурга, расположенного на островах. Однако первоначально в истории города наблюдалось полное отрицание мостостроительной практики. Основатель Санкт-Петербурга, Пётр I, требовал от горожан преодолевать водную стихию на лодках или в особых случаях на паромах, желая тем самым приучить петербуржцев к воде. Интересно, что в 18 веке по рекам и каналам города курсировали самые настоящие венецианские гондолы.
Возведение мостов разрешалось лишь за редким исключением, и только на дорогах и улицах, необходимых для транспортировки важных грузов. Подобным исключением стал первый, построенный в 1703 году, Петровский (с 1887 г. - Иоанновский) мост, соединивший Берёзовый (Городской) остров с Заячьим, где развернулось строительство Петропавловской крепости. Построен он был из дерева. Затем, так же в деревянном исполнении, в Петербурге появился Аничков мост, перекинутый через Безымянный Ерик (позже река Фонтанка).
Нужно отметить, что и по сей день, в черте Санкт-Петербурга существует несколько деревянных мостов, перекинутых через Охту, Монастырку, Фонтанку, и даже 300-метровый 24-пролетный мост через Малую Невку - Большой Петровский. Деревянные мосты из клееных конструкций, сооружались и в наше время, так в 1980-х годах были возведены "Красный судостроитель" и Лаврский 2-й, выполненный в виде арки на устоях старинного моста постройки еще 1830-х годов. Этот мост стал настолько изысканным с художественной точки зрения, что попал под охрану государства как памятник инженерного искусства и архитектуры.
В дальнейшей практике строительства мостов стал применяться камень, выстроенные из которого мосты, стали поистине гордостью Санкт-Петербурга. К слову сказать, самые первые каменные мосты, такие как Эрмитажный, Прачечный, Верхне-Лебяжий, Каменный мост через канал Грибоедова, и по сей день украшают город.
С приходом 1786 года, когда Екатерининский парк Царского Села украсили небольшие пешеходные мостики, началась эпоха металлических мостовых сооружений. Первые эти мостики были выполнены по проекту Дж. Кваренги. На территории самого города железные мосты появились чуть позже, в 1793-94 годах, в резиденции князя Потемкина-Таврического, в нынешнем Таврическом саду. Эти интереснейшие парковые конструкции сохранились до наших дней практически в первозданном своем виде. Однако дальнейшего развития, при решении градостроительных задач, подобные сооружения почему-то не получили. Возможно, не случилось этого потому, что освоенный и высокоразвитый в России процесс чугунного литья, перехватил пальму первенства. Так, чугунное литье стало активно применяться при сооружении мостов сборной конструкции. Именно из этого материала в 1806 году по проекту архитектора и инженера В.И. Гесте был возведен Зеленый (Полицейский или Народный) мост, соединивший берега реки Мойки, и так гармонично вписавшийся в общую панораму Невского проспекта.
За довольно короткий промежуток времени, с 1806 по 1840 годы, в Санкт-Петербурге было выстроено сразу двенадцать чугунных мостов, перекинутых через малые водотоки города. Кульминацией чугунного мостостроительного искусства стало возведение первого постоянного моста через Неву - Благовещенского (Николаевского, ныне моста Лейтенанта Шмидта). Выстроен он был по проекту инженера С.В. Кербедза и архитектора А.П. Брюллова в 1850 году.
Новый этап в истории петербургского мостостроения начался с появлением небольшого пешеходного мостика с 15-метровым пролетом в Екатерингофском парке, в 1823 году. При его строительстве, автор сооружения, инженер П.П. Базен, применил использование железных цепей в качестве основной несущей конструкции. Такая система, впоследствии использующаяся при строительстве других петербургских мотов, получила название «висячей».
Строительство транспортного висячего Пантелеймоновского моста через Фонтанку, по проекту инженера В. Третера, началось так же в 1823 году. Проезжая часть этого 43-метрового сооружения была деревянной и подвешивалась к пяти кованым цепям с помощью железных подвесок. Таким образом, в конструкции были использованы свойства железа, способные воспринимать растягивающие усилия. Чугунные пилоны моста работали, напротив, на сжатие. В целом выстроенный мост получился ажурным, богато декорированным, с весьма живописным силуэтом. Еще более замечательный облик, приданный скульптурами и металлодекором, получил другой висячий мост – Египетский. Выстроен он был в 1826 году по проекту В. Третера и В.А. Христиановича. В период с 1825 по 1826 годы Санкт-Петербург приобрел еще три очаровательных висячих моста: Львиный и Банковский через Екатерининский канал и Почтамтский через Мойку.
В заключение, хочется уделить немного внимания небольшому мостику через канал Грибоедова в Коломне. Построенный в 1969 году, он стал первым алюминиевым мостом в Петербурге. Пролетное строение его выполнено из двух сварных алюминиевых труб, красиво изогнутых, диаметром 270 мм с наклонными стенками. Не исключено, что как и остальным мостам города, Коломенскому мосту уготована судьба памятника инженерного и архитектурного искусства.
Театр с подземельями
На его сцене давали представления для императорской семьи и высокопостав-ленных окрестных дачников. По легендам, сюда приходил танцевать Александр Сер-геевич Пушкин. Это – Каменноостровский деревянный театр. 8 лет Летний театр находился в безвозмездном и бессрочном пользовании «театра бального танца»: в 97-м году артистам достались падающие стены, лед вместо пола и протекающая кры-ша. Архитектор Смарагд Шустов вряд ли предполагал, что построенный им (за 40 дней!) в 1827 году на Каменном острове деревянный театр простоит так долго. И уж совсем не догадывался, что это здание в 21 веке в очередной раз останется без хозяина, и будет ждать решения своей судьбы.
Предания и легенды Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург. Окутан седым туманом приданий и легенд. Медленно проплывая, отражается своей таинственной красотой в серых и холодных водах Невы. Славные петровские времена навеки застыли в его загадочных силуэтах дворцов и соборов. Золотые купола и острые шпили напоминают потомкам о величии былых времен. Как славный корабль овеянный мифами и легендами застыл он навеки у суровых берегов Балтики.
Таинственность не покидает этот город со времен основания его Петром I. Если рассматривать в хронологическом порядке все мифы и легенды о Петербурге получится история города в легендах и преданиях.
Одна из легенд дошедшая до наших дней рассказывает, о придании закладки города 16 мая 1703 года, осматривая заячий остров, по-фински в то время он назывался (Енисаари) Петр усмотрел выгодную фортификационную позицию острова и решил основать крепость. Даже не укрепленный остров представлял серьезную преграду в устье реки Невы. Крепость эту в честь своего небесного ангела хранителя Петр назвал Петропавловской. А на соседнем острове Березовом был заложен город, находившийся под защитой крепости.
С тех пор много мифов и легенд прочно овладели этим городом. Самая страшная из них о гибели царя Павла I. Мистическая история, связанная с его владельцем — императором Павлом I погибшим в его стенах, будоражит нас до сих пор. Бытует придание, что в конце XVIII в. в городе передавалась из уст в уста легенда о предсказании юродивой. Якобы она предрекла скорую гибель императора Павла Петровича. Сказав тому, что жить ему на земле столько сколько букв в надписи над главным входом Михайловского замка. Надпись была такова: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» После гибели императора вспомнили о легенде, пересчитали буквы, и выяснилось, что число букв совпало с числом прожитых лет императора. До сих пор блуждает тень убитого императора, по пустым коридорам замка. Иногда работники Русского музея, который расположился, в стенах замка слышат приглушенные шаги и тихие стоны, невинно убиенного царя.
Красивые легенды и мифы, переплетаясь в прекрасные узоры рассказов, открывают нам не известную, загадочную историю этого казалось бы знакомого и в то же время таинственного города.
Исаакиевский собор: реальность и легенды
Исаакиевский собор строился почти 50 лет, в связи с чем по городу при его возведении стали ходить слухи о намеренной оттяжке сдачи храма. Было предположение о том, что Монферрану, архитектору собора, предсказали кончину сразу после того, как собор будет достроен, что и произошло – через месяц после окончания строительства император невежливо обошелся с архитектором, отчего тот слег и не вставал.
Более того, совсем неправдоподобными казались слухи о том, что до тех пор, пока собор стоит в лесах, царской власти ничего не угрожает. Это было связано с тем, что и после постройки он простоял в лесах более 40 лет. Леса сняли в 1916 году, после чего произошла революция – аналогичная легенда была придумана и о Спасе-На-Крови, который долго стоял в лесах и освободился от них в августе 1991 года. На самом деле, Монферраном были допущены ошибки в проектировании, чем и была вызвана задержка в строительстве.
Объектом мифотворчества Исаакиевский собор продолжал быть и после. К примеру, говорили, что Америка желает приобрести этот храм, распилив его по частям, и перевезти на кораблях. Кроме того, были слухи о причине того, почему собор не пострадал от бомбежки – будто фашистами купол собора использовался как ориентир для обстрела города.
Одна из легенд, продержавшаяся до нынешнего времени, заключается в том, что собор оседает под тяжестью своего веса и может провалиться. Учитывая особенности петербургского грунта, такое может произойти, хотя архитектор приказал вбить при основании более 10 тысяч свай.