Театр с подземельями

На его сцене давали представления для императорской семьи и высокопостав-ленных окрестных дачников. По легендам, сюда приходил танцевать Александр Сер-геевич Пушкин. Это – Каменноостровский деревянный театр. 8 лет Летний театр находился в безвозмездном и бессрочном пользовании «театра бального танца»: в 97-м году артистам достались падающие стены, лед вместо пола и протекающая кры-ша. Архитектор Смарагд Шустов вряд ли предполагал, что построенный им (за 40 дней!) в 1827 году на Каменном острове деревянный театр простоит так долго. И уж совсем не догадывался, что это здание в 21 веке в очередной раз останется без хозяина, и будет ждать решения своей судьбы. 


Наш сегодняшний рассказ – о прошлом и настоящем легендарного Каменноо-стровского театра. 

В 1826 г. на Каменном острове появилась собственная дача Николая I. Был постро-ен театр для выездных спектаклей императорских театров. Там ставились комедии, воде-вили и оперы. Главный фасад деревянного пристанища муз был украшен портиком из восьми коринфских колонн. Трехъярусный зал был выдержан в зеленых и голубых тонах. Плафон зрительного зала и борта лож украшала орнаментальная роспись. Задняя стена сцены могла раздвигаться, и действие разворачивалось на фоне парка… 

Из-за частых наводнений и высокого уровня грунтовых вод строение театра посте-пенно пришло в аварийное состояние: подгнили свайные конструкции и основания стен. В 1844 г. здание было разобрано и заново построено на сплошном каменном фундаменте по проекту архитектора А. К. Кавоса. Мастер повторил прежнюю композицию, но внес изменения в обработку фасадов и планировку зала. Гладкие стены были отделаны под руст, устроены прямоугольные одноэтажные выступы, появился третий ярус окон. Тимпан фронтона украсила резная композиция: лира в обрамлении музыкальных инструментов, театральных масок и венков. 

В 1882 г. Каменноостровский театр закрыли, в дальнейшем его использовали… под склад декораций! Только через пятьдесят лет архитектор Е. И. Катонин и инженер В. П. Экскузович взялись за реконструкцию здания. Старый деревянный театр вспомнил свое предназначение: его даже эксплуатировали в течение нескольких летних сезонов. В 1962-1967 гг. по проекту архитектора И. Н. Бенуа провели очередную реставрацию здания, которое в дальнейшем стало использоваться в качестве репетиционной и концертной площадки Оркестра имени В.В. Андреева (Телевизионный театр). В январе 2001 г. театр заняла Автономная некоммерческая организация «Клуб спортивного бального танца «Ювента». 

БуДеТ ли театр театром? 

В октябре 2005 года президент РФ Владимир Путин передал Каменноостровский театр БДТ им. Товстоногова в связи с восьмидесятилетием художественного руководителя БДТ Кирилла Лаврова. Но как должно использоваться помещение – долгое время было непонятно. Настоящих спектаклей на старинной сцене Летнего театра не было уже 123 года! А принадлежность к БДТ дала надежду на возрождение театра. Для этого было почти все – зал и ложи могут вмещать около 700 зрителей. В помещении прекрасная акустика: можно записывать студийный звук. К тому же, в наследство от прежних хозяев остается танцевальный паркет – по мнению специалистов, он один из лучших в Европе. Задача новых хозяев была правильно этим распорядиться. 

Наконец, по заданию КГИОП была разработана концепция приспособления здания театра под малую сцену театра им. Товстоногова. Дело в том, что главное здание БДТ на Фонтанке нуждается в капитальном ремонте. Основную сцену можно было на время пе-ренести на Каменный остров. Но для осуществления этого проекта нужно было сначала восстановить сам Летний театр. 

Первоначально, когда заказчиком работ на объекте выступал Международный Бла-готворительный фонд «Константиновский», по предпроектным предложениям предпола-галась полная разборка здания с воссозданием в новых материалах. В 2007 заказчиком на объекте стал Комитет по охране памятников. Ему все-таки удалось убедить пользователя здания — Академический Большой драматический театр имени Товстоногова — отказать-ся от разрушения памятника в процессе приспособления здания под новые функции. 

Главная проблема летнего театра – нехватка площадей. В царские времена в летнем театре не было даже гардероба — одежду господа оставляли ждущему в карете лакею. Ныне с лакеями снова все хорошо, но в БДТ все-таки решили, что гардероб нужен. А также все остальные элементы приема зрителей (фойе, буфеты и т.д.). И, конечно, театру нужны служебные помещения для декораций и прочих артистических надобностей. «Мы решили, что есть только один способ сохранить облик театра и добавить нужные площади — сделать эти пространства под землей», - объяснила глава КГИОП Вера Дементьева. 

Итак, согласно проекту реконструкции, проводится реставрация фасада, перепла-нируются помещения, а отделку интерьеров ведется в соответствии с иконографией. Для увеличения полезной площади строится подземный этаж с эксплуатируемой кровлей на уровне земли. 

Спасители деревянного чуда 

Интерьеры театра разрабатывает архитектор В.Л. Бурыгин, член Союза художни-ков, совместно с главным художником АБДТ Э.С. Кочергиным. Для оборудования сцены и зрительного зала привлечены европейские компании. 

Секреты реконструкции, Или театральные подземелья 

Для устройства подземной части летний театр на Каменном острове был поднят на титановые сваи с помощью системы обвязочных балок. После чего стали откапывать слой за слоем, предварительно окружив театр шпунтом (по этому поводу специалисты шутят: «наш театр держат не атланты, а титаны»). Здание театра оказалось полностью «переса-жено» на свайный фундамент. 

Строительство подземной части осуществляется по проекту НПО «Геореконструк-ция-Фундаментпроект», которое использует технологию top-down (вверх-вниз). Это тех-нология впервые применяется в Петербурге. Осуществляется постоянный мониторинг деформации и осадок здания театра и находящегося в непосредственной близости объекта культурного наследия регионального значения так называемого Дома Клейнмихеля. 

Реставраторы встретили немало проблем, главной из которых была усушка дерева. Театр состоит из бревен 19-го века, и за эти 150 лет каждый метр древесины «усох» на 6 сантиметров… Кроме того, деревом поживились насекомые, конечно, не обошлось и без осадки. Все эти проблемы решаемы. Дерево перебирается, «протезируется», как заявляют реставраторы, и только если с ним уж совсем ничего не сделать, - то заменяется новой со-сной. Специалисты сравнивают эту операцию со стоматологической. Каждый гвоздь 19-го века вытаскивается, выпрямляется и снова идет в дело. 

Поскольку театр из летнего превращается в круглогодичный, решается и проблема его утепления. В связи с тем, что в театре предполагается проведение и вечеров камерной музыки, балов, а также других общественно-культурных мероприятий, проектом преду-сматривается возможность трансформации пола зрительного зала, сцены, пола и барьера оркестровой ямы с возможностью совмещения в один объем со зрительным залом и сце-нической коробкой. 

Имени Лаврова 

К концу 2008 года театр, наконец, будет отреставрирован и откроется в 2009 году. После реставрации здание сможет простоять не менее 200 лет. После смерти Кирилла Лаврова было решено присвоить его имя Каменноостровскому театру. Это предложение губернатора Петербурга было поддержано городским правительством.