Театр с подземельями
На его сцене давали представления для императорской семьи и высокопостав-ленных окрестных дачников. По легендам, сюда приходил танцевать Александр Сер-геевич Пушкин. Это – Каменноостровский деревянный театр. 8 лет Летний театр находился в безвозмездном и бессрочном пользовании «театра бального танца»: в 97-м году артистам достались падающие стены, лед вместо пола и протекающая кры-ша. Архитектор Смарагд Шустов вряд ли предполагал, что построенный им (за 40 дней!) в 1827 году на Каменном острове деревянный театр простоит так долго. И уж совсем не догадывался, что это здание в 21 веке в очередной раз останется без хозяина, и будет ждать решения своей судьбы.
Наш сегодняшний рассказ – о прошлом и настоящем легендарного Каменноо-стровского театра.
В 1826 г. на Каменном острове появилась собственная дача Николая I. Был постро-ен театр для выездных спектаклей императорских театров. Там ставились комедии, воде-вили и оперы. Главный фасад деревянного пристанища муз был украшен портиком из восьми коринфских колонн. Трехъярусный зал был выдержан в зеленых и голубых тонах. Плафон зрительного зала и борта лож украшала орнаментальная роспись. Задняя стена сцены могла раздвигаться, и действие разворачивалось на фоне парка…
Из-за частых наводнений и высокого уровня грунтовых вод строение театра посте-пенно пришло в аварийное состояние: подгнили свайные конструкции и основания стен. В 1844 г. здание было разобрано и заново построено на сплошном каменном фундаменте по проекту архитектора А. К. Кавоса. Мастер повторил прежнюю композицию, но внес изменения в обработку фасадов и планировку зала. Гладкие стены были отделаны под руст, устроены прямоугольные одноэтажные выступы, появился третий ярус окон. Тимпан фронтона украсила резная композиция: лира в обрамлении музыкальных инструментов, театральных масок и венков.
В 1882 г. Каменноостровский театр закрыли, в дальнейшем его использовали… под склад декораций! Только через пятьдесят лет архитектор Е. И. Катонин и инженер В. П. Экскузович взялись за реконструкцию здания. Старый деревянный театр вспомнил свое предназначение: его даже эксплуатировали в течение нескольких летних сезонов. В 1962-1967 гг. по проекту архитектора И. Н. Бенуа провели очередную реставрацию здания, которое в дальнейшем стало использоваться в качестве репетиционной и концертной площадки Оркестра имени В.В. Андреева (Телевизионный театр). В январе 2001 г. театр заняла Автономная некоммерческая организация «Клуб спортивного бального танца «Ювента».
БуДеТ ли театр театром?
В октябре 2005 года президент РФ Владимир Путин передал Каменноостровский театр БДТ им. Товстоногова в связи с восьмидесятилетием художественного руководителя БДТ Кирилла Лаврова. Но как должно использоваться помещение – долгое время было непонятно. Настоящих спектаклей на старинной сцене Летнего театра не было уже 123 года! А принадлежность к БДТ дала надежду на возрождение театра. Для этого было почти все – зал и ложи могут вмещать около 700 зрителей. В помещении прекрасная акустика: можно записывать студийный звук. К тому же, в наследство от прежних хозяев остается танцевальный паркет – по мнению специалистов, он один из лучших в Европе. Задача новых хозяев была правильно этим распорядиться.
Наконец, по заданию КГИОП была разработана концепция приспособления здания театра под малую сцену театра им. Товстоногова. Дело в том, что главное здание БДТ на Фонтанке нуждается в капитальном ремонте. Основную сцену можно было на время пе-ренести на Каменный остров. Но для осуществления этого проекта нужно было сначала восстановить сам Летний театр.
Первоначально, когда заказчиком работ на объекте выступал Международный Бла-готворительный фонд «Константиновский», по предпроектным предложениям предпола-галась полная разборка здания с воссозданием в новых материалах. В 2007 заказчиком на объекте стал Комитет по охране памятников. Ему все-таки удалось убедить пользователя здания — Академический Большой драматический театр имени Товстоногова — отказать-ся от разрушения памятника в процессе приспособления здания под новые функции.
Главная проблема летнего театра – нехватка площадей. В царские времена в летнем театре не было даже гардероба — одежду господа оставляли ждущему в карете лакею. Ныне с лакеями снова все хорошо, но в БДТ все-таки решили, что гардероб нужен. А также все остальные элементы приема зрителей (фойе, буфеты и т.д.). И, конечно, театру нужны служебные помещения для декораций и прочих артистических надобностей. «Мы решили, что есть только один способ сохранить облик театра и добавить нужные площади — сделать эти пространства под землей», - объяснила глава КГИОП Вера Дементьева.
Итак, согласно проекту реконструкции, проводится реставрация фасада, перепла-нируются помещения, а отделку интерьеров ведется в соответствии с иконографией. Для увеличения полезной площади строится подземный этаж с эксплуатируемой кровлей на уровне земли.
Спасители деревянного чуда
Интерьеры театра разрабатывает архитектор В.Л. Бурыгин, член Союза художни-ков, совместно с главным художником АБДТ Э.С. Кочергиным. Для оборудования сцены и зрительного зала привлечены европейские компании.
Секреты реконструкции, Или театральные подземелья
Для устройства подземной части летний театр на Каменном острове был поднят на титановые сваи с помощью системы обвязочных балок. После чего стали откапывать слой за слоем, предварительно окружив театр шпунтом (по этому поводу специалисты шутят: «наш театр держат не атланты, а титаны»). Здание театра оказалось полностью «переса-жено» на свайный фундамент.
Строительство подземной части осуществляется по проекту НПО «Геореконструк-ция-Фундаментпроект», которое использует технологию top-down (вверх-вниз). Это тех-нология впервые применяется в Петербурге. Осуществляется постоянный мониторинг деформации и осадок здания театра и находящегося в непосредственной близости объекта культурного наследия регионального значения так называемого Дома Клейнмихеля.
Реставраторы встретили немало проблем, главной из которых была усушка дерева. Театр состоит из бревен 19-го века, и за эти 150 лет каждый метр древесины «усох» на 6 сантиметров… Кроме того, деревом поживились насекомые, конечно, не обошлось и без осадки. Все эти проблемы решаемы. Дерево перебирается, «протезируется», как заявляют реставраторы, и только если с ним уж совсем ничего не сделать, - то заменяется новой со-сной. Специалисты сравнивают эту операцию со стоматологической. Каждый гвоздь 19-го века вытаскивается, выпрямляется и снова идет в дело.
Поскольку театр из летнего превращается в круглогодичный, решается и проблема его утепления. В связи с тем, что в театре предполагается проведение и вечеров камерной музыки, балов, а также других общественно-культурных мероприятий, проектом преду-сматривается возможность трансформации пола зрительного зала, сцены, пола и барьера оркестровой ямы с возможностью совмещения в один объем со зрительным залом и сце-нической коробкой.
Имени Лаврова
К концу 2008 года театр, наконец, будет отреставрирован и откроется в 2009 году. После реставрации здание сможет простоять не менее 200 лет. После смерти Кирилла Лаврова было решено присвоить его имя Каменноостровскому театру. Это предложение губернатора Петербурга было поддержано городским правительством.
Comments: