Пантелеймоновский мост
Пересекает Фонтанку у Летнего сада по продолжению улицы Пестеля. Одним углом мост примыкает прямо к решетке Летнего сада, другим – к 1-ому Инженерному мосту у Михайловского замка. Противоположная сторона по улице Пестеля выходит на литейный проспект.
Длина моста 43 метра,
Ширина — 23,7 метра.
Назван Пантелеймоновским по находящейся рядом церкви святого Пантелеймона, построенной в 1735—1739 годах по проекту архитектора И. К. Коробова.
С середины 1720-х годах на этом месте был деревянный акведук, по которому подавали воду для питания фонтанов Летнего сада. В 1777 году во время наводнения фонтаны были разрушены, акведук разобрали.
В 1823—1824 годах здесь был возведен цепной однопролетный мост, автором которого был инженер — В. К. Треттер. Строительными работами руководили инженеры В. А. Христианович и Ф. О. Термин. Мост назвали Цепным.
Береговые устои выполнялись под руководством известного мастера-каменотеса Самсона Суханова из гранитных плит, полученных после разборки каналов, окружавших Михайловский замок. Все чугунные и кованые железные части изготовлены на чугунолитейном заводе Берда (ныне Адмиралтейском).
Там же была произведена сборка всех металлических частей в течение восемнадцати дней. Пять цепей, к которым было подвешено пролетное строение, изготовлены из уральского круглого железа. Чугунные опоры-пилоны крепились неподвижно к устоям, возведенным на свайном основании. Концы цепей закреплялись в каменной кладке устоев на уровне их основания.
Опоры были богато декорированы в духе обрамлений входов в древнеегипетские храмы. В таком же стиле выполнены были фриз и карниз, богато декорированные тонким золотым орнаментом.
В оформлении моста использовались золоченые розетки, прикрывающие стыки звеньев цепей, маски львов, через пасти которых пропущены главные цепи, фонари на цепях, провисающие в порталах арки, перильные ограждения «россиевского» рисунка и т. д.
Длина моста была 43, а ширина — 10,7 метра.
После катастрофы на цепном Египетском мосту поступило распоряжение реконструировать мост. Официальной мотивировкой для его разборки послужило заявление городских властей о необходимости прокладки здесь трамвайных путей.
В 1906 году мост был разобран. В 1907—1908 годах был построен новый металлический арочный мост по проекту инженера А. П. Пшеницкого и архитектора Л. А. Ильина. Руководил строительством инженер А. А. Рейнеко. Мост назвали Пантелеймоновским.
В 1912—1914 годах было окончено декоративное оформление по проекту Л. А. Ильина, который использовал в основном мотивы классицизма: пальметты, львиные маски, изображения пик, щитов, мечей и т. д.
Декорирование моста выполнено заводом «Карл Винклер» в Петербурге. В 1954, 1969, 1983—1984 годах реставрировалось декоративное оформление моста.
С 1923 по 1991 году мост назывался мостом Пестеля, в память о декабристе П. И. Пестеле, который когда-то жил неподалеку от моста (набережная реки Фонтанки, 24). В 1991 году мосту вернули историческое название.
В 2002 году Пантелеймоновский мост был капитально отреставрирован: заменили изношенные металлоконструкции, гидроизоляцию и дорожное покрытие. Во время ремонта мосту вернули исторический облик. Были отреставрированы торшеры, фонари, перила, позолочены элементы декора.
Comments: