Казанский мост
Расположен на Невском проспекте около Казанского собора. Мост - каменный, однопролетный арочный, с вдающимися глубоко в воду береговыми устоями. Длина моста 17,5 м, ширина - 95 м (второй по ширине в городе). Фасады моста чрезвычайно просты, строги, монументальны. На их плоскостях нет ничего вычурного, ничего лишнего. Здесь достигнуто поразительное сочетание конструктивного совершенства с архитектурной красотой - простая и четкая конструкция пролетного строения, облеченная в строгие, классические архитектурные формы.
Здесь с 1716 г. находился деревянный мост. После постройки в 1737 г. на месте современного сквера перед Казанским собором церкви Рождества Богородицы мост стал называться Рождественским, но так как в храме хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, то храм и мост стали называть Казанскими. В 1766 г. вместо деревянного был построен однопролетный арочный каменный мост, фасадные части которого были выложены из кирпича, а устои из бута и облицованы гранитными блоками. Это один из самых старых каменных мостов. Сначала он был нешироким - меньше ширины Невского проспекта. Ограждение его состояло из гранитных тумб, между которыми были установлены чугунные секции, аналогичные чугунным перилам Екатерининского канала. Мост сооружался одновременно со строительством каменных набережных канала под руководством военных инженеров Голенищева-Кутузова (отца полководца) и Назимова. Им же приписывают авторство проекта моста, который простоял около сорока лет.
В 1805 г. в связи со строительством Казанского собора мост расширен до современных размеров, но фасады сохранили прежние очертания, только перила были заменены гранитными парапетами. Одновременно были ликвидированы "бриллиантовые" русты фасадов и спуски к воде. Перестройка моста была поручена архитектору Луиджи Руска и "Комитету для построения казарм на Петербургской стороне".
В 1880 г. по мосту проложили рельсы конно-железной дороги, а тротуары выложили гранитными плитами. В 1912 г. при обследовании моста было установлено, что неизолированный кирпичный свод стал разрушаться, но только в 1934 г. кирпичный слой был торкретирован (усилен бетонным покрытием). Последний капитальный ремонт моста выполнен в 1999 - 2002 гг.
Comments: